Методическая работа и Методическое объединение.Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. Методическая работа в школе направлена на оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и тьютеров школы
Анализ исходных данных и результатов первого этапа диагностического периода становления школы старшей ступени как цифровой определил основные аспекты направленные на совершенствование системы школьной методической деятельности:
Методическая работа (школа старшей ступени с переходом на цифровые ресурсы) в новых условиях представляет собой систему, состоящую их 3-х взаимосвязанных пространств:
Организация системы методической работы
Отсюда следуют ЗАДАЧИ методической работы:
Механизм реализации методических целей и задач по трехуровневой системе
* ТЛНП – творческая лаборатория начинающего педагога
Стабильность данной системы дает возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и результативной. Четкое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной.
Направления выработки и принятия решения:
- на педсовете определяются стратегия развития школы; - методический кабинет через метод совет разрабатывает тактику и конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО; - на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями; - итоги работы ШМО подводятся на методической конференции
Обозначение обратной связи: - ШМО самостоятельно принимают решения, выходят с предложением на методсовет; - метод совет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему; -администрация вынести проблему на педсовет. Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами
Находится на вершине системы методической работы школы, проводится 1 раз в четверть и определяет стратегию работы педагогического коллектива, направленную на повышение уровня учебно-воспитательного процесса
Является центром работы в школе, основными задачами методического кабинета являются:
Основные направления деятельности методического кабинета: просветительская деятельность и консультации
Руководит деятельностью методического кабинета. Цель его деятельности – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители ШМО и заместитель директора по УВР. Направления работы методического совета:
Главной структурой, организующей работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала. Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год
Проводится 1 раз в конце учебного года, является завершающим звеном методической работы в школе. На ней подводятся итоги работы ШМО и учителей-предметников. Главной задачей методической конференции является активизация творческого потенциала коллектива в целом и отдельных учителей.
Методическая служба школы Важнейшую роль в организации работы Программы развития играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы ее организации. Основное назначение методической службы нашей школы связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:
Приоритетные направления работы методической службы · Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального потенциала педагогов · Формирование нового содержания образования · Информатизация образовательного процесса · Результативность исследовательской деятельности педагогов и учащихся · Направление инновационной деятельности на реализацию Программы развития школы Перед методической службой поставлена цель: непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов в условиях модернизации школьного образования, развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии с целями и задачами работы школы и Программы развития. Для реализации цели сформулированы следующие задачи: · Повышение педагогического мастерства учителя путем внедрения современных информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения и воспитания школьников. · Активизация научно-исследовательской деятельности учителя · Совершенствование системы учета передового педагогического опыта · Создание критериальной основы качества образования · Развитие инновационной сферы в образовательном процессе
Основные функции методической службы:
· Концептуально-стратегическая · Научно-методическая · Мотивационно-стимулирующая · Аналитико-диагностирующая · Организационно-управленческая
Методическая служба рассматривается как сервисная, поэтому основная ее деятельность направлена:
Структура методической работы в школе определяется ее спецификой (муниципальное образовательное учреждение с наличием профильных и вечерних классов)
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Основные направления научно-методической работы в школе, направленные на повышение профессионального мастерства учителя:
Деятельность научно-методической службы направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей:
Организация работы школьных методических объединений
МО – объединяет учителей одной области. Руководитель МО выбирается из состава членов МО и утверждается директором. Данные группы постоянные по составу, который не превышает шести человек.
Методические объединения школы старшей ступени:
Функции методических объединений: 1. ведение методической работы по предмету, 2. организация внеклассной деятельности учащихся, 3. проведение анализа результатов образовательного процесса 4. контроль и обеспечение участия учащихся в школьных, районных, краевых соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и НОУ.
Руководитель ШМО собирает документацию, отражающую работу МО по результатам внутришкольного контроля образовательного процесса; собирает банк методических разработок. МО имеет право выдвигать предложения по улучшении. Процесса образования, согласуя свою деятельность с методическим советом. Работа методических объединений планируется на основе анализа работы, диагностики методических потребностей педагогов, обогащение педагогического опыта учителей школы. На заседаниях МО педагоги рассматривают вопросы теории и методики преподавания предметов, психолого-педагогического обеспечения УВП, аттестации учащихся, изучают нормативные материалы и новые программы. Ведутся протоколы заседаний методических объединений. Учителя школы принимают активное участие в районных методических объединениях. Формы организации и проведения ШМО:
В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в системе методической работы и в обеспечении ее целостности. Самостоятельная образовательная деятельность эффективнее всего может быть организована в рамках ШМО: отчет на заседаниях ШМО о проделанной работе по самообразованию, доклады, открытые уроки, творческие отчеты. Все это заранее планируется и контролируется руководителем ШМО.
Педагоги – наставники и Творческая лаборатория молодых педагогов
Педагогический коллектив школы разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
Методической службой было принято решение отойти от традиционной формы работы с молодыми педагогами. Так как школа молодого педагога предлагает традиционные формы учёбы и завершение процесса обучения через определенный период времени. В творческой лаборатории можно работать долго; нарабатывать и совершенствовать профессиональные знания; целенаправленно передавать свои знания новичкам.
Занятия в творческой лаборатории молодого педагога ведутся по программе работы на учебный год. Планируется изучение теоретических вопросов, участие в корпоративных семинарах, посещение уроков опытных педагогов, посещение уроков педагогов-членов ТЛМП, анкетирование, консультации по вопросам, которые вызывают трудности у молодых педагогов.
Схема обучения молодых педагогов:
Школьные ученические научные общества (НОУ)
Научное общество учащихся (НОУ) – это добровольная общественная организация учащихся и преподавателей, занятых научной и проектно-исследовательской деятельностью. Действующая на основе устава СОШ и в рамках существующих в ней структур, направленная на реализацию программы « Одаренные дети».
Работа НОУ осуществляется в нескольких направлениях:
Формы работы НОУ:
Структура общества: 1. Общее собрание из всех участников НОУ. Общее собрание НОУ утверждает Устав НОУ, план работы на год. Общее собрание проходит 2 раза в год. 2. Руководящий орган НОУ: является совет общества, включающий в свой состав учащихся 10-11 классов, руководителей предметных секций из числа предагогов школы. Во главе общества стоит Председатель. Совет общества планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультацию. Решения, принимаемые Советом, являются обязательными для всех его членов. Заседания Совета НОУ проходят 1 раз в месяц. 3. Подразделением НОУ являются творческие группы учащихся, которые представляют собой секции по следующим направлениям:
Заседания в секциях проходят 1 раз в две недели. Научно-исследовательская конференция в школе проходит 1 раз в год
4. Экспертный совет – подразделения, состоящие из квалифицированных лиц. Способных оценивать деятельность общества и работ отдельных участников 5. Редколлегия, в которую входят члены общества, занимающиеся издательской и просветительской деятельностью НОУ.
Школьный методический кабинет и методический совет школы
Ведущая роль в управлении методической работой в школе, как целостной системы, принадлежит Методическому совету. Методический совет не только определяет стратегию проведения методической работы в школе, но и дает рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями, готовит аттестационные материалы, координирует деятельность школьных методических объединений, регулярно проводит инструктивно-методические совещания. Методический совет координирует всю методическую работу школы, в которой функционирует пять МО:
Методический совет действует на принципах соуправления, так как практический каждый педагог может участвовать в управлении, то есть в деятельности по планированию, организации, руководству – через составление индивидуальных программ по самообразованию, как руководитель той или иной группы. Содержание работы методического совета школы заключается в сопровождении самообразования педагогов, рассмотрении и утверждении нормативных документов педагогов, анализ внутришкольного контроля.
Методический кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленной в учреждении образования. Основными задачами методического кабинета являются: - своевременное информирование работников ОУ о законодательных, нормативно-правовых актах и документах, передовых достижениях педагогической и психологической наук; - систематизация материалов о новейших педагогических технологиях и методиках; - систематизация материалов о передовом опыте педагогов;
Создание условий для оптимального развития одаренных и перспективных обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности методической службы. Мы понимаем, что для осуществления качественной поддержки одаренных учащихся необходимы определенные условия в организации образовательного процесса, предполагающие:
Направления поддержки одаренных школьников:
В целях стимулирования одаренных учащихся в школе ведется:
Роль методического совета заключается не только в создании условий для работы, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и в отборе учителей, склонных к работе с одаренными детьми. Для стимулирования педагогических кадров к повышению качества работы с одаренными детьми в школе:
frame id="id8283" style="box-sizing: inherit; width: 1px; height: 1px; top: 0px; left: 0px; position: absolute; opacity: 1;" tabindex="-1" src="https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.83/1-1-0/render.html" frameborder="no" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no">frame>
Документы |